Учащиеся 9-А класса!
Напоминаю вам, что на основе вами
выполненных заданий в формате дистанционного обучения выставляются текущие
оценки, которые заносятся в журнал.
Рекомендую
своевременно выполнять задания, а ответы присылать на мою электронную почту по
адресу: ivantsova11@bk.ru
Дата: 02.02
Тема урока: «Герой нашего
времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской
литературе. Сложность композиции романа. Век Лермонтова в романе.
Эпиграф к уроку:
«Герой нашего времени»
отнюдь не есть собрание
нескольких повестей и
рассказов – это роман,
в котором один
герой и одна основная идея,
художнически
развитая.
В. Г. Белинский
I. Познакомьтесь с
информацией:
Роман М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа
проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Вскоре
в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла»
была напечатана 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа»,
в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была
опубликована и повесть «Тамань».
Своему новому роману
М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940
году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».
1830 –1840-е годы в
истории России, когда разворачивается действие произведения, – это
мрачные годы, отметившиеся в истории как годы николаевской реакции, годы
жесточайшего полицейского режима. Невыносимым было, прежде всего,
положение народа, особенно трагичной была судьба передовых мыслящих
людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал тот факт, что «у
будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие,
нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты
молодых современников писателя.
Лермонтову в своем
произведении хотелось показать, на что обрекала молодое поколение
николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является
свидетельством его важности.
Оценивая роман М.Ю.
Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный
реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его
понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».
Печорин – это богато
одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о
себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов
дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения
своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале
жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя,
на раскрытие его сложного и противоречивого характера.
В своем предисловии к
«Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой
мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем
самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» –
это первый русский психологический роман.
1. Словарная работа
В словаре
литературоведческих терминов дано следующее определение психологического
романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание
автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её
проявлениях.
- назовите определяющие
характеристики психологического романа.
Приемами создания
психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценка действий героя
с позиций других персонажей, авторский анализ характера. В своем произведении
Лермонтов пользуется всеми этими приемами, что делает произведение более
глубоким.
Устно ответьте на вопросы:
- Какая
из прочитанных повестей, составляющих произведение,
произвела на вас наибольшее впечатление?
- Расскажите
о своем отношении к главному герою.
- О каких
событиях из жизни Григория Печорина мы узнали, прочитав главу
«Бэла»?
- От
чьего имени ведется повествование в этой главе? Какую это играет роль в
самом повествовании?
- Кто
такой Максим Максимыч, от имени которого ведется повествование в главе
«Бэла»? Что вы о нем можете рассказать?
- Является ли Максим Максимыч тем человеком,
который способен понять Григория Печорина?
Рассмотрим
разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в
романе.
Хронологический порядок
такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в
Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль
с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события,
которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин
встречается с Максимом Максимычем.
Хронологически повести
должны быть расположены следующим образом (запись
в тетради):
1. «Тамань».
2. «Княжна Мэри».
3. «Бэла».
4. «Фаталист».
5. «Максим Максимыч».
Однако М.Ю. Лермонтов в
своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют
таким образом
(запись в тетради):
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. «Тамань».
4. «Княжна Мэри».
5. «Фаталист».
Последние
три повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана
история его жизни, написанная им самим.
1) Почему именно так
строит свой роман Лермонтов?
2) О чем заставляет
задуматься читателя такая композиция произведения?
3) В какой форме
написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях?
Выводы. «Печорин –
главный герой романа. Действующие лица расположены
контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является
центром повествования, Героем своего времени. Композиция
произведения (смена рассказчиков, нарушение
хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок,
группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить
причины, породившие его».
Таким образом, выбранная
композиция романа предоставляет автору следующие возможности:
- максимально
заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследит историю его
внутренней жизни;
- образ Печорина в
романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане
его внутреннего раскрытия.
Литературно-критические отзывы на
роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1. С. Бурачек:
Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».
2. С. Шевырев:
«Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».
3. В. Белинский:
«Печорин… герой нашего времени».
4. А. Герцен:
«Печорин – «младший брат Онегина».
Вопросы:
1) Кто из литературных
критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина?
2) Как сам автор говорит
о своем герое в предисловии?
Чтение предисловия.
(«…Герой нашего Времени,
милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего
поколения, в полном их развитии…»)
Домашнее задание
Составить план повести «Бэла», озаглавить все
ее части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий