Учащиеся 8-А класса!
Напоминаю вам, что на основе вами
выполненных заданий в формате дистанционного обучения выставляются текущие
оценки, которые заносятся в журнал.
Рекомендую
своевременно выполнять задания, а ответы присылать на мою электронную почту по
адресу: ivantsova11@bk.ru
Дата: 02.02
Добрый день, юный друг!
Сегодня тебе предстоит самостоятельно изучить сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».
Надеюсь, ты успешно
справишься с заданиями!
Тема: Сатирическое изображение социальных и
нравственных пороков общества в сказке
«Премудрый пискарь»
Бояться надо не
смерти, а пустой жизни.
Бертольд Брехт
Сегодняшний урок мы посвятим
вопросу, над которым бьется человечество с тех пор, как выделило себя из
животного мира и человек стал осознавать себя существом социальным. Вопрос
таков: В чем смысл жизни? И поможет нам задуматься, а
кому-то и ответить на него сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
Живет человек на земле, но как же по – разному использует он
свои годы. Для одних это время напряженного созидательного труда. Для других
- бесцельное, без смысла в жизни времяпровождение, которое в конечном
счете приводит к духовному краху.
- Ребята, а как Вы понимаете «В чем смысл жизни?» любого человека.
О цене человеческой жизни, об уникальности мгновений,
отпущенных судьбой, о духовности и нравственности культуре и пойдет разговор на
сегодняшнем уроке. Откройте тетради, запишите тему и эпиграф урока.
Работа
над литературными терминами (запишите в тетрадь).
Прежде, чем мы приступим к анализу
сказки “Премудрый пискарь”, рассмотрим необходимые термины: сарказм, ирония,
гротеск, гипербола.
САРКАЗМ – едкая
язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм
– разновидность иронии. «Жил-дрожал и умирал-дрожал» (ключевая повторяющаяся
деталь – сарказм).
ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его
осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события
замаскирован.
( «какая сласть щуке глотать
хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
ГРОТЕСК – изображение
действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение
реального и фантастического.
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
- На каком художественном приеме
построена вся сказка? Докажите.
(Вся сказка построена на ИНОСКАЗАНИИ).
История пескаря – иносказание (аллегория);
1. Как вы понимаете смысл заглавия? О чем
говорит приставка пре-?
2. Подберите
эпитеты к слову
премудрый.
3. А антонимы?
Значит, автор
называет пескаря «премудрым»,
но смысл в
это слово
вкладывает иронический,
в устах Салтыкова-Щедрина это
звучит ядовито,
насмешливо,
язвительно.
Словарная
работа (устно)
Пескарь – маленькая речная рыбка из
семейства карповых.
Пискарь (устар. назв.) – от
сл. «писк».
Пескарь (совр.) – от сл.
«песок».
Мутовка – палочка для размешивания
теста.
Аридовы веки – долгие века,
чрезвычайное долголетие.
Иареда – библейский персонаж,
прожил 962 года (как утверждается в Библии).
Хайло (просторечн.)
Жизнью жуировать – наслаждаться.
Остолоп – глупец.
Аредовы веки - это крылатое
выражение имеет библейское происхождение. В Библии упоминается Иаред (Бытие,
5:20), который прожил 962 года.
Жуировать, -рую, -руешь.
Развлекаясь, ища удовольствий, вести праздную жизнь.
Bерша, -и, ж. Плетёная рыболовная
снасть конической формы.
Моцион, -а,м. (книжн.). Прогулка,
ходьба для отдыха, лечения.
Снеток, -тка, м. Небольшая озёрная
рыбка корюшковых.
Обыватель - 1. Постоянный житель
какой-либо семейства местности (устаревшее).
Премудрый
1. Преисполненный глубокой
мудрости.
2. перен. Очень сложный,
замысловатый.
3. Человек, лишенный общественного
кругозора, с косными, мещанскими взглядами.
Устно ответьте на вопросы:
Давайте обратимся к истории жизни премудрого
пескаря.
- Какие враги у пескаря в реке?
- Какую роль в его жизни сыграли
поучения отца? (обращение к словарной работе) Ваше отношение к этому.
- В каких классических
произведениях встречались заветы отцов своим детям? Есть ли в них что-нибудь
общее?
Отправляя сына на службу, отец
Гринева дает ему такой завет: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь;
слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от
службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь
смолоду».
Отцовский завет, но совсем другого
рода, дает своему сыну герой другого произведения – «Мертвых душ» Н.В.
Гоголя. Отец Павла Ивановича Чичикова имеет жизненные позиции, существенно
отличающиеся от убеждений героев Пушкина и Толстого. Провожая сына, отец,
вручив ему полтинник, наказывает: «… больше всего угождай учителям и
начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и
таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись,
они тебя добру не научат, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые
побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай
никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи
копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
Такой завет дал отец
Молчалину:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без
изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья
зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Работа над заглавием и идеей
произведения.
- Как вы понимаете заглавие произведения? В чем смысл заглавия сказки, значение
эпитета «премудрый».
- Подберите синонимы к этому слову.
- Как автор изображает пескаря? В
какие моменты (найдите в тексте) и с какой целью (объясните) “рыбье” в пескаре
становится “человечьим”? (описание пескаря)
- К какой формуле сводится вся
жизнь пескаря? (Жил- дрожал, и умирал – дрожал)
- А что, действительно, было отрицательным
в жизни героя?
- Давайте выясним, действительно ли
пескарю нечем было похвастаться?
(Конечно, есть чем похвастаться
пескарю: он долгожитель, ведущий здоровый образ жизни, имел свой дом, вел
дневник в назидание потомкам).
-Какие риторические вопросы задает
себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в текст произведения?
(“Какие были у него радости? Кого
он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого
приютил, обогрел, защитил?” На все эти вопросы звучит один ответ – никого,
никому, никаких. Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он
задал их себе и задумался о смысле своей жизни.)
- Какая жизненная программа
раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря?
(“Какие были у него радости? кого
он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил,
обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит”.)
Папенька научил его «мудрости
жизни»: ни во что не вмешиваться, беречь себя. Теперь сидит всю жизнь в своей
норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Очень
многие люди тогда (да и теперь!) трясутся за свою шкуру, боятся лишнее слово
сказать. Казалось бы, зла от них никакого: какое зло может причинить человек,
который из своей норы редко нос показывает? И все-таки есть от них зло, и
немалое. Только благодаря тому, что сотни, тысячи таких пескариков сидят по
норкам, в мире творится столько несправедливости, что подумать об этом
действительно страшно. Те, кто может в силу недостаточности инстинкта
самосохранения высказаться против, вряд ли будут услышаны. Как их услышат, да и
кто станет слушать, если премудрых пескарей - большинство?
- Почему сатирик прибегают к
иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими
чертами? (словарная работа) Только ли здесь стремление обмануть цензуру?
(Дело в том, что образ мелкой,
жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует
дрожащего обывателя. К тому же есть старая поговорка: “Молчит как рыба”. Щедрин
приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку
присущи “рыбьи” черты. Смысл этой аллегории раскрывается в словах автора:
«Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться
достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это
не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари». «олицетворение бескрылой и
пошлой обывательщины».
Пескарь был «умеренным и
либеральным». С первых этих слов мы видим перед собой не то рыбу, не то человека
- одно слово: ни рыба, ни мясо. Когда хотят описать невыразительное,
бесстрастное, туповатое или самодовольное лицо, говорят: рыбье.)
- Как в продолжение сказки меняется
значение слова «Премудрый»? («остолоп», «дурак», «срамец»)
- Какие черты в пескаре вам
наиболее неприятны?
-Какова же идея произведения?
(Нельзя жить только ради сохранения
своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним.
Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)
- Какой нравственный урок содержит
сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.
Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок:
трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной
персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская
“премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.
Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о
цене человеческой жизни, о ее смысле.
Но, впрочем, пускай и не творил никакого
зла премудрый пескарь. И цели своей он вроде бы достиг. Прожил более ста лет,
так и не попавшись ни щуке на зуб, ни в сети. Однако жить ему было нелегко: жил
- дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая - дрожал.
- Для чего в таком случае было жить сто лет? Ничего хорошего он в жизни
не сделал, и никто не помнит его, так что умер пескарь перепуганным и одиноким.
Какие философские проблемы и как
решает М.Е.Салтыков-Щедрин в этой сказке? (в чем смысл жизни и назначение
человека? К каким идеалам он должен стремиться, как жить?)
Информация о домашнем задании
составить синквейн.
«Пескарь».
Благодарю за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий