Учащиеся 9-А класса!
Напоминаю вам, что на основе вами
выполненных заданий в формате дистанционного обучения выставляются текущие
оценки, которые заносятся в журнал.
Рекомендую
своевременно выполнять задания, а ответы присылать на мою электронную почту по
адресу: ivantsova11@bk.ru
ВСЕ работы по русскому
языку СРОЧНО!!!
вышлите на мою электронную
почту!!!
Дата: 14.02
Сегодня на уроке ты продолжишь формировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП, научишься устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; продолжишь развивать умения создавать схемы БСП.
1. Запиши в тетрадь
Четырнадцатое февраля
Дистанционное обучение
БСП
со значением пояснения, причины, дополнения.
2. Устно
ответь на вопросы:
- Какое предложение называют
сложным?
- В чём различия союзных и
бессоюзных сложных предложений?
- На какие две группы делятся
союзные сложные предложения?
- Дайте определение бессоюзного
сложного предложения. Приведите примеры.
- Что помогает установить
смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?
Двоеточие между
частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:
1. Если между частями причинные отношения (второе
предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении), в
этом случае перед второй частью можно поставить союзы потому что,
так как.
Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть
бессилие. (Н.Чернышевский)
2. Если между частями пояснительные отношения (вторая
часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части), в этом случае
перед второй частью можно поставить пояснительно-присоединительные союзы а
именно, то есть.
Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь
лил как из ведра. (И.Гончаров)
3. Если вторая часть дополняет содержание первой части,
распространяя один из ее членов (обычно сказуемое). В первой части в этом
случае можно вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышать,
увидеть, почувствовать и подобные). Проверочные союзы: что,
как.
Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая
Медведица.
5. Выполни тестовые задания
(варианты ответов – цифровые):
Вставьте нужный знак препинания. Укажите правильное
объяснение пунктуации в предложениях:
1. Тротуар быстро высыхал () дул тёплый
западный ветер.
1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой,
ставится двоеточие.
2) Первая часть БСП на время совершения того, о чём говорится во
второй части, ставится тире.
3) Вторая часть БСП дополняет, разъясняет то, о чём говорится в
первой, ставится двоеточие.
4) В предложении есть указание на быструю смену событий, ставится тире.
1. Вторая часть БСП
содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
2. Вторая часть БСП
раскрывает содержание первой части, ставится двоеточие.
3. Первая часть БСП
указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится
тире.
4. Вторая часть БСП
раскрывает причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.
3. Что-то в нём появилось новое () он
загрубел, движения стали резче и развязнее, и он так просто рассказывал о своём
участии в этой охоте.
1. Вторая часть БСП
дополняет, разъясняет содержание первой части, ставится двоеточие.
2. Вторая часть БСП более
распространена, там есть другие знаки препинания, ставится точка с запятой.
3. Вторая часть БСП указывает на вывод, следствие
того, о чём говорится в первой части, ставится тире.
4. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во
второй части, ставится тире.
Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в
предложении.
4. Я не мог заснуть: передо мной во мраке
всё вертелся мальчик с белыми глазами.
1. Вторая часть БСП
указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
2. Первая часть БСП
указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
3. Первая часть БСП
противопоставлена по содержанию второй части.
4. Вторая часть БСП
указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
5. Не плюй в колодец: пригодится воды
напиться.
1. Вторая часть БСП
указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
2. Первая часть БСП
указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
3. Первая часть БСП
противопоставлена по содержанию второй части.
4. Вторая часть БСП
указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном
предложении.
6. Я вам скажу: это бешеный человек.
1.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
2.
Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
3.
Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в
первой части.
4.
Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во
второй части.
7. Едва войдя, я понял, что Прохор нуждается в собеседнике: на столе был
нарезанный на опрятной тарелке копчёный язык и стояла бутылка.
1. Вторая часть БСП
указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2. Вторая часть БСП
поясняет, раскрывает содержание первой части.
3. Первая часть БСП
указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.
4. Обобщающее слово стоит
перед однородными членами предложения.
8. Дядя за ужином был угрюм и молчалив: он собирался начать назавтра возку
сена, а барометр неожиданно упал.
1. Вторая часть БСП
противопоставлена первой части.
2. Первая часть БСП
указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.
3. Обобщающее слово стоит
перед однородными членами.
4. Вторая часть БСП
указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
9. Отец совершил
несколько будничных движений достал бумажник порылся в нем извлек две старые
трешницы получил билеты. (Ю. Нагибин)
5.
Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
6. Вторая часть БСП
поясняет, раскрывает содержание первой части.
7. Первая часть БСП указывает
на условие или время того, о чём говорится во второй части.
8. Обобщающее слово стоит
перед однородными членами предложения.
10. Выпиши номера бессоюзных сложных предложений
1) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую
никто, видимо, не смог достать.
(2) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и
сумел-таки дотянуться. (3) Все равно последняя кисть, она уже дереву не
поможет... (4) А Люсенька обрадуется.
(5) На другой день приехал хозяйственник.
(6) – Что это еще за уродец? – строго спросил он,
наткнувшись на рябинку.
6. Устно ответь на вопросы:
- Какие смысловые отношения между
простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются
двоеточием?
- Какие союзы и слова в этом случае
можно поставить между предложениями?
- С какой интонацией произносятся
бессоюзные сложные предложения, если в них стоит двоеточие?
Благодарю за работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий