понедельник, 14 февраля 2022 г.

Русский язык 9-А

 

Учащиеся 9-А класса!

              Напоминаю вам, что на основе вами выполненных заданий в формате дистанционного обучения выставляются текущие оценки, которые заносятся в журнал.

              Рекомендую своевременно выполнять задания, а ответы присылать на мою электронную почту по адресу: ivantsova11@bk.ru

 

ВСЕ работы по русскому языку СРОЧНО!!!

вышлите на мою электронную почту!!!

 

 

 

Дата: 14.02

 

Сегодня на уроке ты продолжишь  формировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП, научишься устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; продолжишь  развивать умения создавать схемы БСП.

1. Запиши в тетрадь

 

Четырнадцатое февраля

Дистанционное обучение

БСП со значением пояснения, причины, дополнения.

 

2. Устно ответь на вопросы:

- Какое предложение называют сложным?

- В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений?

- На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

- Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры.

- Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?

 3. Просмотри видеоурок (это займет 3 минуты твоего времени)

 https://www.youtube.com/watch?v=J5L8dtC3eWA

 4. Познакомься с теоретическим материалом. Составь ОСК.

 

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:

1. Если между частями причинные отношения (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении), в этом случае перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как.

Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)

2. Если между частями пояснительные отношения (вторая часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части), в этом случае перед второй частью можно поставить пояснительно-присоединительные союзы а именно, то есть.

Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)

3. Если вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов (обычно сказуемое). В первой части в этом случае можно вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышать, увидеть, почувствовать и подобные). Проверочные союзы: что, как.

Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.

 

5. Выполни тестовые задания (варианты ответов – цифровые):                                                                                                              

Вставьте нужный знак  препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

1. Тротуар быстро высыхал () дул тёплый западный ветер.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

2) Первая часть БСП на время совершения того, о чём говорится во  второй части, ставится тире.

3) Вторая часть БСП дополняет, разъясняет  то, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

4) В предложении есть указание на быструю смену событий, ставится тире.

 2. Только последний совет Владимир и исполнил () стихов он не писал.

1.       Вторая часть БСП содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.

2.       Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, ставится двоеточие.

3.       Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

4.       Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чём говорится в первой части, ставится двоеточие.

3. Что-то в нём появилось новое () он загрубел, движения стали резче и развязнее, и он так просто рассказывал о своём участии в этой охоте.

1.       Вторая часть БСП дополняет, разъясняет содержание первой части, ставится двоеточие.

2.       Вторая часть БСП более распространена, там есть другие знаки препинания, ставится точка с запятой.

3.        Вторая часть БСП указывает на вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.                                                                                                                                                                     4. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

4. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

1.       Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

2.       Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3.       Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

4.       Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

5. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

1.       Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

2.       Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3.       Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

4.       Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении.

6. Я вам скажу: это бешеный человек.

1.            Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

2.            Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

3.            Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4.            Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

7. Едва войдя, я понял, что Прохор нуждается в собеседнике: на столе был нарезанный на опрятной тарелке копчёный язык и стояла бутылка.

1.     Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2.     Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

3.     Первая часть БСП указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.

4.     Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

8. Дядя за ужином был угрюм и молчалив: он собирался начать назавтра возку сена, а барометр неожиданно упал.

1.       Вторая часть БСП противопоставлена первой части.

2.       Первая часть БСП указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части.

3.       Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

4.       Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

9.  Отец совершил несколько будничных движений достал бумажник порылся в нем извлек две старые трешницы получил билеты. (Ю. Нагибин)

5.      Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

6.     Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

7.     Первая часть БСП указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.

8.     Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

10. Выпиши номера бессоюзных сложных предложений

1) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.

(2) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (3) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (4) А Люсенька обрадуется.

(5) На другой день приехал хозяйственник.

(6) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

 

6. Устно ответь на вопросы:

- Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются двоеточием?

- Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?

- С какой интонацией произносятся бессоюзные сложные предложения, если в них стоит двоеточие?

 

 

Благодарю за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

8-А Русский язык

  Ребята! Сегодня вам предстоит повторить изученное по теме « Способы передачи чужой речи». Тема урока: Цитата как способ передачи чужой...