среда, 17 ноября 2021 г.

 

Ребята 9-А класса!

Помните,  все работы оцениваются!

Тел. 071-40-95-025

Эл.почта: ivantsova11@bk.ru

 

Русский язык 

Урок № 19

Дата: 17.11.2021

Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении

 

Цели урока: сформировать понятие о сложноподчиненном предложении

Ход урока

1. Списать предложение, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания, охарактеризовать его, сделать синтаксический разбор, составить схему.

В саду г..рит к..стёр, и кре..ко тянет душ..стым дымом в..шнёвых суч..ев. (И.А.Бунин).


2. Спиши, определи главное слово, тип связи слов в словосочетании, сделай морфемный разбор выделенных слов.

В саду горит, крепко тянет, тянет дымом, душистым дымом, дымом сучьев, вишнёвых сучьев.

 

3. Ответьте на вопросы (письменно):

Чем отличается постое предложение от сложного?

На какие группы делятся сложные предложения?

Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

Какими бывают союзные предложения?

Назовите основные признаки ССП.

 

4. Просмотрите видеоурок

https://yandex.ua/video/preview/?text=конспект%20урока%20понятие%20о%20сложноподчиненном%20предложении%209%20класс&path=wizard&parent-reqid=1637163966887977-12594888951299016938-sas2-0547-sas-l7-balancer-8080-BAL-4962&wiz_type=vital&filmId=7194499472175301691

 

5. Устно ответьте на вопросы:

 Чем отличается СПП от других сложных предложений?

Как называются части СПП?

Как установить смысловую связь между частями СПП?

Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП?

- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

- Сколько может быть частей в СПП?

- Какие знаки препинания ставятся в СПП?

- Какие средства связи в СПП?

Чему мы должны научиться?

 

Учитель:  Попробуем вместе сформулировать признаки СПП.

Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.

(Ю. Казаков.)

– Определите тип сложного предложения.

 

- Какой союз служит средством связи простых предложений в главном? Как называется предложение с такими союзами?

- Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части находится союз? Составьте схему

[…], (когда…).

Вывод: Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.

- Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.

Когда мы дошли до места, солнце еще согревало верхушки сосен.

(Когда …), […].



- Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.

Солнце, когда мы дошли до места, еще согревало верхушки сосен.

[…, (когда…), …].



- Всегда ли можно поменять местами главное и придаточное? Попробуйте

Рядом стояло дерево, на котором серебрился иней.

- Каково место придаточного по отношению к главному?

Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

. Для чего служит запятая в СПП?

Вывод: Знаки препинания в СПП – выделительные.

- Проанализируйте ещё одно предложение:

Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза.

(И. Соколов-Микитов.)

- Какое это предложение? Как определили?

- Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их.

- Выделим средства связи.

Схема

hello_html_7137ea2b.png

Вывод: Наличие нескольких придаточных в СПП.

Средства связи: подчинительный союз или союзное слово.

6. Сделаем выводы о признаках СПП:

Наличие двух или более грамматических основ в СПП.

Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.

Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.

Знаки препинания в СПП – выделительные.

7.Закрепление изученного.

Работа с текстом.

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты,(6) не испугается и более страшных вещей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

8-А Русский язык

  Ребята! Сегодня вам предстоит повторить изученное по теме « Способы передачи чужой речи». Тема урока: Цитата как способ передачи чужой...