Ребята 9-А класса!
Помните, все
работы оцениваются!
Тел. 071-40-95-025
Эл.почта: ivantsova11@bk.ru
Русский язык
Урок № 19
Дата: 17.11.2021
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении
Цели урока: сформировать понятие о сложноподчиненном
предложении
Ход урока
1. Списать предложение, вставив пропущенные буквы и расставив знаки
препинания, охарактеризовать его, сделать синтаксический разбор, составить
схему.
В саду г..рит к..стёр, и кре..ко тянет душ..стым дымом в..шнёвых суч..ев.
(И.А.Бунин).
2. Спиши, определи главное слово, тип связи слов в словосочетании, сделай
морфемный разбор выделенных слов.
В саду горит, крепко тянет, тянет дымом, душистым дымом,
дымом сучьев, вишнёвых сучьев.
3. Ответьте на вопросы (письменно):
Чем отличается постое предложение от сложного?
На какие группы делятся сложные предложения?
Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
Какими бывают союзные предложения?
Назовите основные признаки ССП.
4. Просмотрите
видеоурок
5. Устно ответьте на вопросы:
Чем отличается СПП от других сложных
предложений?
Как называются части СПП?
Как установить смысловую связь между частями СПП?
Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП?
- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к
главному?
- Сколько может быть частей в СПП?
- Какие знаки препинания ставятся в СПП?
- Какие средства связи в СПП?
Чему мы должны научиться?
Учитель: Попробуем вместе сформулировать
признаки СПП.
Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до
места.
(Ю. Казаков.)
– Определите тип сложного предложения.
- Какой союз служит средством связи простых предложений в главном? Как
называется предложение с такими союзами?
- Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой
части находится союз? Составьте схему
[…], (когда…).
Вывод: Придаточное предложение поясняет то, о
чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.
- Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.
Когда мы дошли до места, солнце еще согревало верхушки
сосен.
(Когда …), […].
- Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.
Солнце, когда мы дошли до места, еще согревало
верхушки сосен.
[…, (когда…), …].
- Всегда ли можно поменять местами главное и придаточное? Попробуйте
Рядом стояло дерево, на котором серебрился иней.
- Каково место придаточного по отношению к главному?
Вывод: Придаточное предложение, как
правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
. Для чего служит запятая в СПП?
Вывод: Знаки препинания в СПП –
выделительные.
- Проанализируйте ещё одно предложение:
Наступили дни яркого света, когда выходить без темных
очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо
режет глаза.
(И. Соколов-Микитов.)
- Какое это предложение? Как определили?
- Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их.
- Выделим средства связи.
Схема
Вывод: Наличие нескольких придаточных в СПП.
Средства связи: подчинительный союз или союзное слово.
6. Сделаем выводы о признаках СПП:
Наличие двух или более грамматических основ в СПП.
Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как
правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.
Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.
Знаки препинания в СПП – выделительные.
7.Закрепление изученного.
Работа с текстом.
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения:
Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему,
(2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого
такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается
темноты,(6) не испугается и более страшных вещей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий