вторник, 1 февраля 2022 г.

 

Учащиеся 8-А класса!

              Напоминаю вам, что на основе вами выполненных заданий в формате дистанционного обучения выставляются текущие оценки, которые заносятся в журнал.

              Рекомендую своевременно выполнять задания, а ответы присылать на мою электронную почту по адресу: ivantsova11@bk.ru

 

 


Дата: 02.02

 

Добрый день, юный друг!

          Сегодня тебе предстоит самостоятельно изучить тему «Однородные и неоднородные определения».

Надеюсь, ты успешно справишься с заданиями!

 

  

по теме «Однородные и неоднородные определения»

Ход урока

Начнём наш урок с беседы по вопросам (выполняется устно):

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. При помощи чего соединяются между собой однородные члены предложения?

  1. Чем могут быть выражены однородные члены предложения?
  2. Как произносятся однородные члены предложения?
  3. Какими членами предложения могут выражаться однородные члены?
  4. Что такое определение? (второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?).

Вывод:

Однородные члены предложения
 Отвечают на один и тот же вопрос.
 Относятся к одному и тому же слову.
 Являются одним и тем же членом предложения.
 Часто выражены одной частью речи.
 Связаны бессоюзной или союзной связью.

 
 Цифровой диктант. 
Задание: записать номера тех предложений, в которых встречаются однородные члены.
1. Видны были только белые стволы ближайших берез.
2. Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далекие горы.
3. Мал золотник, да дорог.
4. Плотно стоящие друг к другу ели отражались в воде.
5. Самолет, летящий по небу, оставлял за собой длинный белый след, похожий на туман.
6. Друзья мои, прекрасен наш союз!
7. У самого родника росли не только дубы, но и ели.
8. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.
9. Им приходилось как рыть землю, так и камни обтесывать.
10. Он бежал домой, напевая веселую песенку.

Задание: Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.

 За рекой росли дубовые, пихтовые леса.

За рекой росли густые пихтовые леса.

– Скажите, чем похожи и чем отличаются эти предложения?

В первом предложении определения отвечают на один вопрос? (Да.) Относятся к одному и тому же слову? (Да.) Выражены одинаковыми частями речи? (Да.) Это однородные члены?  Во втором предложении определения отвечают на один вопрос? (Да.) Относятся к одному и тому же слову? (Да.) Выражены одинаковыми частями речи? (Да.) Почему же между ними не стоит запятая? Являются ли эти определения однородными? На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.  

Однородные определения – неоднородные определения

1. Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету: красный, желтый шар; по форме: круглый, овальный прямоугольный стол; по размеру: маленький, большой, огромный дом), единое впечатление о предмете: раннее, свежее, тихое утро)

1. Характеризуют предмет с разных сторон (большой красный шар, царственный дубовый лес, наш любимый учитель)

2. Непосредственно относятся к определяемому существительному (красный, желтый шар)

2. Непосредственно относится только к ближайшему определению, а другое ко всему словосочетанию (большой красный шар)

3. Соединены сочинительной связью «можно поставить союз И» (красный и желтый шар)

3. Нет сочинительной связи «нельзя поставить союз И» (большой и красный шар)

4.Выражаются качественными прилагательными (красный и желтый шар).

4. Выражаются качественными и относительными прилагательными (большой «кач.» деревянный «относит.) дом)

5. Произносится перечислительной интонацией, разделяются запятыми

5. НЕТ перечислительной интонации, запятая не ставится.

 

 Закрепление изученного.

Прочитайте предложения. Подчеркните определения, указать, какими частями речи они выражены. Являются ли определения однородными? Какие признаки они называют?

 

Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое лицо. (цвет и форма)

Переехали вброд быструю горную речку. (качество и место)

Вдали виднеются небольшие березовые рощи. (размер и материал)

В воздухе пахло ранним летним утром. (время суток и время года)

Мы ехали по широкой распаханной равнине. (размер и признак действия)

Мой старый дом притягивал внимание художников. (принадлежность и возраст)



Указать номера предложений с неоднородными определениями

1.Стояла тихая морозная ночь.

 2.Радостное праздничное лучезарное настроение распирало его грудь.

 3.Жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне.

4.Обшарканный видавший виды вездеход остановился на берегу.

 5.Огромная белая птица слетела почти у самых ног.

 6.Незабываемое неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне.

7.Под березами видна была беседка с плоским зеленым куполом и деревянными голубыми колоннами.

8.Мальчик был умным красивым проказливым.

9.После душной ночи потянул на рассвете восточный свежий ветер.

10.В ночи виднелись желтые, красные, синие огоньки.

 

– Часто бывает трудно отличить однородное и неоднородное определения? Вот несколько способов разграничения.
Памятка
1. Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).
2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).
3. Определения однородные, если последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.
4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).
5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом: Нивы печальные, снегом покрытые.

Устно ответьте на вопросы:

  1. Какими свойствами характеризуются однородные определения?
  2. Какими свойствами характеризуются неоднородные определения?
  3. Какие определения отделяются запятыми?

Благодарю за работу!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

8-А Русский язык

  Ребята! Сегодня вам предстоит повторить изученное по теме « Способы передачи чужой речи». Тема урока: Цитата как способ передачи чужой...